Удивительный Китай

       Китай знаменит своей долгой историей и прошлым.
Население Китая — это очень мирные и трудолюбивые люди. Они уважают старших, любят детей и терпеливы к окружающим.
       Китайцы, по своей природе, запасливы и скромны. Они верят в гармонию и никогда не идут на конфликт.
Этот народ приветливо встречает иностранцев и относятся к ним очень терпимо.
       В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая

Праздники


       Помимо официальных, в Китае широко отмечаются традиционные праздники, уходящие своими корнями вглубь тысячелетий. Первоначально многие китайские праздники имели значение обрядов жертвоприношения, проникнутых таинственной аурой, однако со временем они стали приобретать увеселительный и ритуальный характер.
       Новый Год в Китае самый длинный и самый торжественный праздник . Праздник Весны (Новый год по лунному календарю) отмечается в конце зимнего сезона, в преддверии весны. Он сопровождается расклеиванием парных бумажных надписей по обеим сторонам входа в дом, помещение украшается внутри лубочными новогодними картинами. В дни праздника устраиваются массовые выступления: танцы львов, пляски драконов, хороводы «сухопутных лодок», представления на ходулях.
В этот день всюду преобладает красный цвет — цвет солнца и радости, так как злые духи боятся красного цвета. По устоявшейся традиции китайцы в этот праздник должны полностью расплатиться с долгами, приобрести новую одежду, сделать генеральную уборку в доме, устроить пышное семейное застолье, принести дары духам, подарить детям красные конвертики со счастливыми деньгами. После взаимных поздравлений начиналось новогоднее застолье.
       На севере Китая главным новогодним обрядовым кушаньем на новогоднем столе были пельмени, на юге — сладкие клецки из рисовой муки, напоминавшие по форме слитки серебра.
       Праздник Юаньсяо называют праздником Фонарей. Он совпадает с первым полнолунием в новом году. В этот день едят «юаньсяо» и любуются праздничными фонарями.
Юаньсяо готовят из клейкого риса со сладкой начинкой. Они символизируют счастье дружной семьи. Вечером во многих городах открываются ярмарки фонарей, устраиваются фейерверки, хороводы «янгэ».
       В праздник Цинми издревле поминали своих предков, а сейчас устраивают мероприятия в память о павших революционерах и погибших героях. В этот день приводятся в порядок их могилы. Праздник Цинмин еще называют «Тацинцзе» — день прогулок по первой зелени.
       Праздник Дуаньу связан с памятью о китайском древнем поэте — патриоте Цюй Юане. В этот день принято устраивать на реках гонки лодок, по форме напоминающих дракона и есть «цзунцзы» (рис, завернутый в листья тростника).
В праздник Чжунцю люди готовили из муки пряники и приносили их в дар богу Луны. По окончании обряда пряники ела вся семья, что символизировало благополучие в семье.
       Во время фестиваля Пионов (15 — 25 апреля) проводятся гала — концерты, выставки пионов, картин, фонарей, семинары по культивации пионов, праздничные банкеты.
       В Китае также ежегодно проводится Международный фестиваль каллиграфов, фестиваль Конфуция, Международный фестиваль ушу в Шаолине, Факельный праздник народности и, фестиваль бумажных змеев, Праздник Воды (По Шуй).
       Многие национальные меньшинства сохранили свои традиционные праздники. У дайцев — это «Праздник воды», у монголов — «Надом», ияне отмечают «Праздник Факела», яотяне справляют «Праздник Дану», байцы устраивают «Мартовский базар», чжуане — песенные соревнования, тибетцы отмечают тибетский Новый год и праздник урожая «Ванго».

Культура


       Корни зарождения великой культуры Китая относят к древним временам. Показателем общего подъема культуры Древнего Китая являются развитие научных знаний, письменности, искусства и литературы.
       Изобразительное искусство Китая представляли тяжеловесные бронзовые сосуды, служившие для жертвенных возлияний духам. О том, какой важный смысл придавался изготовлению бронзовых изделий, свидетельствует виртуозное мастерство их литья. Огромные сосуды весом свыше 600 кг обрабатывались с такой же тщательностью, как и маленькие. Геометрический узор отличался графической точностью, разнообразием ритмических сочетаний. Предназначенные для привлечения к человеку добрых знамений, сосуды зачастую сами принимали форму зверей или птиц - оберегов.
Наряду с бронзовыми сосудами появилось и множество предметов: круглые бронзовые зеркала, инкрустированные с оборотной стороны серебром и золотом, украшенные росписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная лаковая утварь, предметы из резного дерева и камня. В гибких плетениях их узоров отразилось более многоплавное осмысление мироздания, воспринимаемого как стихия бесконечного космического движения и противоборства света и тьмы. В Х веке при императорском дворце была создана Академия живописи, где художники заняли почетные места.
       Китайская средневековая литература чрезвычайно богата по содержанию. Высокая оценка литературы в самой китайской культуре сказывается уже в том, что в государственных экзаменах на должность чиновника требовалось в первую очередь знание классической литературы. Большое влияние на китайскую литературу оказали религиозные идеи конфуцианства и даосизма, а позднее и буддизма, особенно чань-буддизма. Китайская беллетристика возникает в ІІІ - VI вв. в форме так называемых "рассказов о чудесном жанре, который был ведущим в эпоху Сун в Китае возникает повесть, для эпохи Юань характерен расцвет драматургии, в эпоху Мин достигает расцвета повествовательная проза в форме эпопеи и романа.
       Главенствующее место в китайской литературе всегда занимала поэзия, поэтому даже проза всегда насыщается стихами, которые, по мнению китайцев лучше всего могут выразить человеческие чувства. Говоря о культуре Китая нельзя обойти вниманием музыку.
       Китайская музыка - одна из древнейших в мире. Она насчитывает много местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие. В основе ее 5-ти звуковая система (пентатоника), но встречаются образования, построенные на 7-ступенных ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь, пипа, хуцинь или эрху, ди,шэн... Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке и занимался собиранием народных песен.
       Показателем общего подъема культуры Древнего Китая было развитие научных знаний, прежде всего математики. С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря.
       Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древне-китайские врачи еще в IV - III вв. до н.э. стали применять метод лечения, получивший в последствии широкое применение в традиционной китайской медицине - иглоукалывание, или акупунктура. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений начала ІІ в до н.э.. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных растройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских и детских болезней и.т.д.). К ІІІ в относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.
       За период от зарождения цивилизации и примерно до XII в. в Китае было сделано больше открытий и изобретений, чем в любой другой стране, а может быть, даже и больше, чем во всем остальном мире. К важнейшим открытиям Средневековья относятся (X - XIII вв.) изобретения пороха и компаса.

Китайское Зазеркалье


       Уже в древности (около 5 в.) китайцы научились изготавливать зеркала с необычными свойствами. С виду это было обычное бронзовое зеркало. Однако если направить световой «зайчик» от него на экран, то можно увидеть изображение, которое не видно при простом рассматривании зеркала. Часто это изображение повторяет рельефное изображение на обратной стороне зеркала, т.е. зеркало как бы становится прозрачным. Поэтому подобные зеркала обычно и называют прозрачными. Однако, как известно, бронза для света не прозрачна. К тому же есть и такие зеркала, у которых рельеф на обратной стороне зеркала и то, что можно увидеть в «зайчике», различны, причем иногда эти изображения не просто имеют отличия, но полностью отличны друг от друга. В том числе есть и такие зеркала, у которых обратная сторона вообще абсолютно гладкая.
       Зеркало всегда было важным элементом культуры. Археологи и историки, изучающие бронзовый век, обязательно относили найденные бронзовые зеркала к разряду важных артефактов. Когда в средневековье смогли наладить массовый выпуск качественных зеркал, началась в определенном смысле новая эпоха, причем не только в смысле следования моде и ухода за собой, но и в смысле сознательного контроля своего впечатления, производимого на других. А это расширяло возможности манипуляции людьми.
       Чтобы убедить вас в том, что зеркала играли важную роль в культуре самых разных народов, упомянем применение зеркала в системе фэншуй, а также использование зеркал в русских гадательных обрядах. Отметим также интересный обычай, существовавший в древности в странах Центральной Азии, т.е. там, где проходил Великий шелковый путь. Расстающиеся супруги разбивали зеркало (в ту пору это были бронзовые зеркала) пополам, и каждый брал себе половину в знак того, что он будет хранить любовь и верность. Эти примеры можно было бы умножить, но ограничимся еще только одним, взятым из японской мифологии. В нем рассказывается, что благодаря зеркалу был спасен мир!
       Вот краткое изложение этого мифа. Японская богиня Солнца Аматэрасу, возмущенная хамством своего божественного брата, решила уйти из мира, который ей опротивел, и скрылась в пещере. В результате мир погрузился во тьму, и постепенно стало погибать все живое — ведь без Солнца жизнь невозможна. Боги решили хитростью выманить Аматэрасу из пещеры. Для этого они принесли петухов, чье пенье, как известно, приветствует солнечный восход, и стали веселиться. Но это не помогло. Тогда они изготовили священное зеркало, а одна из богинь пустилась в пляс, распустив все завязки своей одежды. Когда таким образом был исполнен первый в мире стриптиз, раздался такой оглушительный хохот, что Аматэрасу не смогла сдержать любопытства и выглянула наружу. Ей быстро подсунули приготовленное заранее зеркало. Она, как всякая женщина, залюбовалась своим отражением и на миг потеряла бдительность. Тут-то ее схватили и вытащили наружу. Солнце взошло, и мир был спасен. А зеркало это и сейчас хранится в синтоистском храме в японском городе Исэ.
       А теперь перейдем к основному предмету нашего разговора – к «магическим» китайским зеркалам. Уже в древности (около 5 в.) китайцы научились изготавливать зеркала с необычными свойствами. С виду это было обычное бронзовое зеркало. Однако если направить световой «зайчик» от него на экран, то можно увидеть изображение, которое не видно при простом рассматривании зеркала. Часто это изображение повторяет рельефное изображение на обратной стороне зеркала, т.е. зеркало как бы становится прозрачным. Поэтому подобные зеркала обычно и называют прозрачными. Однако, как известно, бронза для света не прозрачна. К тому же есть и такие зеркала, у которых рельеф на обратной стороне зеркала и то, что можно увидеть в «зайчике», различны, причем иногда эти изображения не просто имеют отличия, но полностью отличны друг от друга. В том числе есть и такие зеркала, у которых обратная сторона вообще абсолютно гладкая.
       Как утверждается, разгадка этих зеркал на Западе еще не известна. В свое время их умели изготавливать и за пределами Китая. В настоящее время в КНР восстановлено производство таких зеркал. Однако способ их изготовления хранится в строгой тайне.
Интересно, что о таких зеркалах есть упоминание в русской художественной литературе, а именно в романе Всеволода Карловича Каринберга «Тайна волшебных зеркал или Матрица» .
       В заключение такой любопытный факт. Оказывается, древние китайские бронзовые зеркала, правда, обычные (т.е. непрозрачные) имеют отношение к китайской шахматной игре. Дело в том, что такие зеркала, причем круглой формы, использовались в качестве досок для игры в протошахматы. Первое упоминание о таком использовании относится к 672 году до н. э., а самые древние из сохранившихся зеркал относятся к 6 и 10 году н. э.

Используются технологии uCoz